Европейский архитектурный опыт с французским шармом

«Ког­да че­ловек пе­рес­та­ет учить­ся, он пе­рес­та­ет жить», — та­кую мысль в од­ном из сво­их ин­тервью выс­ка­зал ли­дер груп­пы «Чайф» Вла­димир Шах­рин. И вправ­ду: ежед­невно мы по­луча­ем опыт, ко­торый да­ет нам но­вые зна­ния об ок­ру­жа­ющем ми­ре и спо­собс­тву­ет на­шему лич­ност­но­му рос­ту. В то же вре­мя для про­фес­си­ональ­но­го раз­ви­тия и дос­ти­жения но­вых вы­сот не­об­хо­димо пос­то­ян­но учить­ся, рас­ши­ряя свой кру­гозор и обо­гащая име­ющий­ся ба­гаж зна­ний. Про­фес­си­онал ни­ког­да не ска­жет, что он зна­ет в сво­ей сфе­ре все — всег­да есть не­изу­чен­ные, не­ос­во­ен­ные об­ласти, не важ­но, ка­кой де­ятель­ностью вы за­няты.
По­лучить но­вые зна­ния мож­но по-раз­но­му: по­сещая се­мина­ры и мас­тер-клас­сы, участ­вуя в круг­лых сто­лах, выс­ту­пая на кон­фе­рен­ци­ях и т.д. И не сто­ит за­бывать о том, что уче­ба мо­жет быть не толь­ко по­лез­ной, но так­же и очень ин­те­рес­ной и ув­ле­катель­ной. Убе­дить­ся в этом уда­лось чле­нам Гиль­дии ар­хи­тек­то­ров, ди­зай­не­ров и де­кора­торов Рес­публи­ки Та­тарс­тан в Ка­зани, ко­торые сов­сем не­дав­но со­вер­ши­ли пер­вый свой сов­мест­ный вы­езд, и не ку­да-ни­будь, а в один из ста­рей­ших и кра­сивей­ших го­родов Ста­рого Све­та – Па­риж! Имен­но там им пос­част­ли­вилось по­сетить са­мую круп­ную в Ев­ро­пе про­фес­си­ональ­ную выс­тавку в об­ласти ди­зай­на и оформ­ле­ния по­меще­ний «Ma­ison & Ob­jet», уви­деть во­очию уни­каль­ные ар­хи­тек­турные об­разцы, по­сетить мас­тер-клас­сы и поз­на­комить­ся с опы­том сво­их фран­цузс­ких кол­лег. Бо­лее под­робно об этой по­езд­ке расс­ка­зал ка­занс­кий ар­хи­тек­тор-ди­зай­нер, член Со­юза ди­зай­не­ров Рос­сии, ру­ково­дитель ком­па­нии «Cork Ho­use» Де­нис Фо­махин.

{K2Split­ter}«Всё: стро­итель­ство, ре­монт, ди­зайн»: Де­нис Алек­санд­ро­вич, Вы яв­ля­етесь пред­се­дате­лем Гиль­дии ар­хи­тек­то­ров, ди­зай­не­ров и де­кора­торов РТ, ко­торая бы­ла об­ра­зова­на в прош­лом го­ду. Расс­ка­жите, по­жалуй­ста, по­чему воз­никла не­об­хо­димость соз­да­ния по­доб­но­го про­фес­си­ональ­но­го со­об­щест­ва?

Де­нис Фо­махин: Ос­новная идея Гиль­дии — прод­ви­жение про­фес­си­она­лиз­ма в каж­дой конк­рет­ной сфе­ре: ар­хи­тек­ту­ре, ди­зай­не и де­кора­торс­ком ис­кусс­тве. Каж­дое из этих нап­равле­ний име­ет свою спе­цифи­ку. И быть од­новре­мен­но асом во всех этих сфе­рах не­воз­можно. Во всем ци­вили­зован­ном ми­ре эти спе­ци­аль­нос­ти разг­ра­ниче­ны: каж­дый за­нима­ет­ся сво­ей ра­ботой и яв­ля­ет­ся зна­током сво­его де­ла: прек­расно раз­би­ра­ет­ся во всех его ню­ан­сах и тон­костях.

У нас в стра­не, к со­жале­нию, расп­рос­тра­нена дру­гая прак­ти­ка: за­каз­чи­ки хо­тят по­лучить все от од­но­го спе­ци­алис­та. Они не по­нима­ют то­го, что вы­пол­нить оди­нако­во хо­рошо все ви­ды ра­бот один че­ловек не мо­жет, быть асом во всех сфе­рах не­воз­можно.

Мы ста­ра­ем­ся, что­бы уро­вень про­фес­си­она­лиз­ма на­ших ди­зай­не­ров, ар­хи­тек­то­ров и де­кора­торов рос пос­то­ян­но. Для это­го Гиль­дия ока­зыва­ет им вся­чес­кую под­держ­ку.

«ВСРД»: Выб­рать ди­зай­не­ра, ар­хи­тек­то­ра или де­кора­тора не так-то прос­то. Как в этом пла­не мо­жет по­мочь Гиль­дия?

Д.Ф.: Ча­ще все­го при вы­боре спе­ци­алис­та кли­ен­ты ру­ководс­тву­ют­ся це­новой сто­роной воп­ро­са. Мы стре­мим­ся до­нес­ти до за­каз­чи­ков мысль о том, что не нуж­но ис­кать «уни­вер­саль­но­го» спе­ци­алис­та, ко­торый вы­пол­нит всю ра­боту, на­обо­рот, все ра­боты бу­дут вы­пол­не­ны на вы­соком уров­не, ес­ли этим зай­мут­ся уз­коспе­ци­али­зиро­ван­ные про­фес­си­она­лы! Гиль­дия пре­дос­тавля­ет порт­фо­лио спе­ци­алис­та и пол­ную ин­форма­цию о его об­ра­зова­нии (с этим мож­но так­же оз­на­комить­ся на сай­те Гиль­дии). Сто­имость ус­луг ди­зай­не­ра, ар­хи­тек­то­ра или де­кора­тора не долж­на иметь пер­восте­пен­ное зна­чение при вы­боре спе­ци­алис­та.

«ВСРД»: Вы ска­зали о том, что Гиль­дия за­нима­ет­ся по­выше­ни­ем ква­лифи­кации ди­зай­не­ров, ар­хи­тек­то­ров и де­кора­торов. Ка­кие ша­ги на се­год­няшний день уже сде­ланы в этом нап­равле­нии?

Д.Ф.: По­сеще­ние выс­тавки «Ma­ison & Ob­jet» в сто­лице Фран­ции, зна­комс­тво с ее дос­топри­меча­тель­нос­тя­ми и мас­тер-клас­сы, про­веден­ные ве­дущи­ми фран­цузс­ки­ми спе­ци­алис­та­ми, — пер­вая сов­мест­ная за­рубеж­ная по­езд­ка чле­нов на­шей Гиль­дии. Об­мен опы­том с за­рубеж­ны­ми кол­ле­гами обя­зате­лен для по­луче­ния но­вых зна­ний из сво­ей про­фес­си­ональ­ной об­ласти. Ког­да толь­ко об­суждал­ся воп­рос не­об­хо­димос­ти про­фес­си­ональ­но­го со­об­щест­ва, мы ори­ен­ти­рова­лись на то, что под его эги­дой бу­дут раз­ра­баты­вать­ся об­ра­зова­тель­ные прог­раммы, про­водить­ся се­мина­ры, мас­тер-клас­сы (и у нас, в Рос­сии, и за ру­бежом).

Один из прин­ци­пов ра­боты Гиль­дии ар­хи­тек­то­ров и ди­зай­не­ров зак­лю­ча­ет­ся в том, что нуж­но отк­ры­вать для се­бя ми­ровой опыт и се­бя для ми­ра. Лю­бая сфе­ра де­ятель­нос­ти, в том чис­ле и на­ша, по­доб­на без­донно­му ис­точни­ку: зна­ний, ко­торые мож­но по­черп­нуть от­ту­да, очень мно­го! А зна­чит, всег­да есть, ку­да рас­ти, че­му обу­чать­ся. Про­цесс про­фес­си­ональ­но­го со­вер­шенс­тво­вания ар­хи­тек­то­ров и ди­зай­не­ров не прек­ра­ща­ет­ся ни на се­кун­ду. Я счи­таю, что дип­лом ар­хи­тек­то­ра дол­жен вы­давать­ся толь­ко пос­ле по­сеще­ния ве­дущих ев­ро­пей­ских го­родов, та­ких как Па­риж. Это не­веро­ят­ный опыт!

«ВСРД»: Где еще до­велось по­бывать ва­шей де­лега­ции за вре­мя пре­быва­ния в Па­риже?

Д.Ф.: Прог­рамма на­шей не­дель­ной по­езд­ки бы­ла очень на­сыщен­ной! Пер­вые 2 дня пред­по­лага­ли по­сеще­ние выс­тавки «Ma­ison & Ob­jet». Это про­фес­си­ональ­ная выс­тавка, ко­торая зна­комит по­сети­телей с ми­ровы­ми тен­денци­ями в ди­зай­не ин­терьеров. По­пасть на эту выс­тавку неп­росто, пос­коль­ку она ори­ен­ти­рова­на толь­ко на про­фес­си­она­лов. В па­вильонах бы­ло предс­тав­ле­но мно­го ин­те­рес­но­го, ду­маю, идеи, ко­торые бы­ли на­ве­яны по­сеще­ни­ем это­го са­лона, бу­дут ре­али­зова­ны в ско­ром вре­мени в Ка­зани.

Эта выс­тавка ста­ла прек­расной воз­можностью поз­на­комить­ся с ев­ро­пей­ски­ми тен­денци­ями в об­ласти ди­зай­на. Так, сей­час в оформ­ле­нии ин­терьеров взят курс на эко­логич­ность. Мно­гие стен­ды бы­ли предс­тав­ле­ны в ви­де раз­личных ин­терьеров, где при­сутс­тво­вали прос­тые, на­тураль­ные ма­тери­алы, дос­тупные всем. Ев­ро­па от­ка­залась от ис­кусс­твен­ных, син­те­тичес­ких ма­тери­алов.

В хо­де это­го пу­тешест­вия сос­то­ялась встре­ча с ру­ководс­твом фон­да де Ку­бер­тен, в ре­зуль­та­те ко­торой бы­ла дос­тигну­та до­гово­рен­ность о парт­нерс­тве на­ших ор­га­низа­ций.

«ВСРД»: Что это за фонд и чем он за­нима­ет­ся?

Д.Ф.: Это уни­каль­ный центр по сох­ра­нению и раз­ви­тию тра­дици­он­ных для Фран­ции ре­месел. Он был ос­но­ван в на­чале прош­ло­го ве­ка. Цель фон­да — пе­редать мо­лодо­му по­коле­нию зна­ния этих ре­месел, по­высить его ин­теллек­ту­аль­ный и ду­хов­ный уро­вень.

Ра­бота фон­да пост­ро­ена сле­ду­ющим об­ра­зом. В те­чение го­да мо­лодые та­лан­ты из раз­ных угол­ков ми­ра про­ходят обу­чение, при этом (что осо­бен­но важ­но!) они так­же участ­ву­ют в соз­да­нии нас­то­ящих про­из­ве­дений ис­кусс­тва. Бла­года­ря про­даже этих ра­бот фонд яв­ля­ет­ся са­мо­оку­па­емым. Осо­бен­ность фон­да в том, что для мо­лодых та­лан­тов это обу­чение аб­со­лют­но бесп­лат­ное.

У фон­да есть 4 мас­терс­кие: сто­ляр­ная (здесь из­го­тав­ли­ва­ют­ся две­ри, лест­ни­цы, ме­бель и т.д.), по ра­боте по кам­ню, по про­из­водс­тву и ус­та­нов­ке ме­тал­ли­чес­ких конс­трук­ций (во­рот, ре­шеток, ог­ражде­ний, ху­дожест­вен­ной ков­ке), а так­же ли­тей­ная, где из­го­тав­ли­ва­ют­ся па­мят­ни­ки из брон­зы, ме­ди и же­леза. Мы по­быва­ли в фон­де де Ку­бер­тен и уви­дели эти мас­терс­кие собс­твен­ны­ми гла­зами.

Ра­боты, вы­пол­ненные в этом фон­де, мож­но встре­тить пов­сю­ду, при­чем это за­казы са­мого вы­соко­го уров­ня. Этот фонд уни­кален – ни­чего по­доб­но­го нет не толь­ко во Фран­ции, но и в Ев­ро­пе. Фонд де Ку­бер­тен при­нима­ет за­казы и из дру­гих стран, нап­ри­мер, один из них был вы­пол­нен для иранс­ких шей­хов.

«ВСРД»: Нас­коль­ко я знаю, вам уда­лось по­об­щать­ся так­же с из­вест­ным фран­цузс­ким ар­хи­тек­то­ром Мар­ком Фе­рожем?

Д.Ф.: Да, месье Фе­рож, ко­торый яв­ля­ет­ся пре­вос­ходным спе­ци­алис­том в об­ласти рес­тавра­ции ста­рин­ных зда­ний и па­мят­ни­ков ар­хи­тек­ту­ры (XIV-XX вв.), про­вел для нас мас­тер-класс. У это­го фран­цузс­ко­го ар­хи­тек­то­ра есть опыт рес­тавра­ции зда­ний, ко­торые бы­ли пост­ро­ены в се­реди­не — вто­рой по­лови­не XX в.

В на­шей стра­не та­кая прак­ти­ка прак­ти­чес­ки от­сутс­тву­ет, и в ско­ром вре­мени зна­ния, по­лучен­ные в хо­де мас­тер-клас­са, при­годят­ся, пос­коль­ку мно­гим зда­ни­ям то­го пе­ри­ода в Рос­сии пот­ре­бу­ет­ся рес­тавра­ция.

Впе­чат­ле­ний пос­ле по­езд­ки очень мно­го, все­го и не расс­ка­зать! Та­кое ощу­щение, что мы бы­ли в Па­риже не не­делю, а зна­читель­но доль­ше — столь­ко бы­ло уви­дено и ус­лы­шано за это вре­мя!

Не­сом­ненно, ос­новную часть по­езд­ки за­няли зна­комс­тво с уди­витель­ным (в том чис­ле с ар­хи­тек­турной точ­ки зре­ния) го­родом, его дос­топри­меча­тель­нос­тя­ми, по­сеще­ние му­зе­ев, выс­та­вок и т.д. Ко­неч­но же, за столь ко­рот­кий срок уви­деть все прос­то не­воз­можно, по­это­му мы ис­хо­дили из пот­ребнос­тей и ин­те­ресов тех, кто был в этой по­езд­ке. Прог­рамма и марш­рут про­думы­вались и об­го­вари­вались за­ранее, каж­дый выс­ка­зывал свои по­жела­ния, по­это­му, уве­рен, что по­езд­ка приш­лась всем по ду­ше.

Во Фран­ции мы поз­на­коми­лись с ин­те­рес­ны­ми об­разца­ми ар­хи­тек­ту­ры и ху­дожест­вен­но­го ис­кусс­тва. Лувр, му­зей имп­рес­си­онис­тов, Инс­ти­тут арабс­кой куль­ту­ры – это да­леко не пол­ный спи­сок тех мест, где мы по­быва­ли. Но ос­та­лось не­мало мест, ко­торые мы на­де­ем­ся по­сетить во вре­мя пос­ле­ду­ющих по­ез­док во Фран­цию. Хо­чет­ся ве­рить, что по­доб­ные «ста­жиров­ки» ста­нут ре­гуляр­ны­ми.

Пос­ле возв­ра­щения в Ка­зань я уже про­вел мас­тер-клас­сы для сту­ден­тов Ка­занс­ко­го го­сударс­твен­но­го ар­хи­тек­турно-стро­итель­но­го уни­вер­си­тета. Сов­сем ско­ро я про­веду их для пре­пода­вате­лей это­го ву­за, а так­же чле­нов Гиль­дии, ко­торые не смог­ли по­ехать с на­ми.

«ВСРД»: Ка­кие у Гиль­дии ар­хи­тек­то­ров, ди­зай­не­ров и де­кора­торов РТ пла­ны от­но­ситель­но про­фес­си­ональ­но­го об­ра­зова­ния ди­зай­не­ров, ар­хи­тек­то­ров и де­кора­торов?

Д.Ф.: Не бу­дем ни­чего за­гады­вать на­перед, но пла­нов очень мно­го. Я пред­по­читаю расс­ка­зывать об уже дос­тигну­тых ре­зуль­та­тах. Ска­жу лишь, что сей­час ве­дут­ся пе­рего­воры о сот­рудни­чест­ве с дру­гими гиль­ди­ями и ар­хи­тек­турны­ми со­об­щест­ва­ми: и рос­сий­ски­ми, и за­рубеж­ны­ми. Так что, ду­маю, нас ждет еще мно­го ин­те­рес­но­го.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *