Мечту построит дизайнер (на чем сосредоточить внимание при выборе «правильного» архитектора-дизайнера)

chianti_napoli5

В жиз­ни каж­до­го че­лове­ка воз­ни­ка­ет же­лание из­ме­нить обс­та­нов­ку, а по­рой — все прост­ранс­тво, разд­ви­гая да­же сте­ны до­ма. Стрем­ле­ние к ком­форту за­нима­ет од­но из пер­вых мест не толь­ко у ко­ролевс­ких особ, но и у прос­тых смерт­ных. Увы, не всег­да на­ше жилье со­от­ветс­тву­ет на­шим внут­ренним пот­ребнос­тям. Иног­да мы это­го не осоз­на­ем и ощу­ща­ем не­удобс­тво да­же в собс­твен­ном до­ме, квар­ти­ре. И вот нас­ту­па­ет мо­мент… ког­да не­об­хо­димо по­доб­рать со­вер­шенно но­вый ди­зайн ин­терьера для се­бя лю­бимой, по­сове­товать­ся с про­фес­си­она­лами и сос­та­вить ин­ди­виду­аль­ный про­ект. С че­го на­чать? И как не оши­бить­ся в пред­почте­нии ос­новно­го участ­ни­ка про­цес­са? Как выб­рать то­го са­мого ар­хи­тек­то­ра-ди­зай­не­ра, ко­торый ус­лы­шит и воп­ло­тит на­ши меч­ты в жизнь? Най­ти от­ве­ты на эти и дру­гие воп­ро­сы нам по­может ру­ково­дитель ком­па­нии «Cork Ho­use» (Ка­зань), ар­хи­тек­тор-ди­зай­нер, пред­се­датель Гиль­дии ар­хи­тек­то­ров, ди­зай­не­ров и де­кора­торов РТ, член Со­юза ди­зай­не­ров Рос­сии Де­нис Фо­махин.

 

— Де­нис Алек­санд­ро­вич, как выб­рать «пра­виль­но­го» ар­хи­тек­то­ра-ди­зай­не­ра, на чем за­каз­чи­ку сле­ду­ет ак­центи­ровать вни­мание?
— Ес­ли кли­ент дей­стви­тель­но хо­чет по­лучить хо­роший ре­зуль­тат при стро­итель­стве до­ма или ре­мон­те квар­ти­ры, то он обя­зан обес­пе­чить се­бе сот­рудни­чест­во с про­фес­си­она­лом. Здесь речь идет о фун­да­мен­таль­ном вы­боре, очень важ­ном, ко­торый оп­ре­делит раз­ни­цу в по­лучен­ном ре­зуль­та­те. В свя­зи с тем, что про­фес­сия ди­зай­не­ра при­об­ре­ла ста­тус мод­ной, по­яви­лось ог­ромное ко­личест­во ди­зай­нерс­ких кур­сов. В ос­новном пос­ле та­ких кур­сов «вы­луп­ля­ют­ся» сов­сем зе­леные де­кора­торы или ди­зай­не­ры-ук­ра­шате­ли. Для то­го, что­бы пост­ро­ить дом или сде­лать ди­зайн ин­терьера на долж­ном уров­не, за­каз­чи­ку не­об­хо­дим про­фес­си­ональ­ный ар­хи­тек­тор-ди­зай­нер. Ка­ковы же кри­терии вы­бора спе­ци­алис­та? Та­кой спе­ци­алист окан­чи­ва­ет выс­шие учеб­ные за­веде­ния и учит­ся сво­ей про­фес­сии от 6 и бо­лее лет. Те­перь вы по­нима­ете, по­чему не мо­жет быть про­фес­си­она­лом тот ди­зай­нер, ко­торый оту­чил­ся все­го нес­коль­ко ме­сяцев на кур­сах. Еще од­ним кри­тери­ем про­фес­си­ональ­нос­ти ар­хи­тек­то­ра яв­ля­ет­ся его стаж ра­боты и ко­личест­во вы­пол­ненных им объек­тов. К со­жале­нию, да­же пре­дос­тавлен­ное порт­фо­лио не всег­да по­кажет мас­терс­тво ди­зай­не­ра, не­доб­ро­совест­ных «про­фи» пре­дос­та­точ­но в лю­бой спе­ци­аль­нос­ти, и предс­тав­ле­ние чу­жих ра­бот для та­ких го­ре-мас­те­ров, к со­жале­нию, ста­ло обы­ден­ностью. По­это­му еще раз под­черк­ну, что толь­ко дип­ло­миро­ван­ный спе­ци­алист ка­чест­вен­но спра­вит­ся с пос­тавлен­ной за­дачей, ка­кой бы слож­ной она ни ока­залась. Чем слож­ней объект и боль­ше го­лово­ломок в твор­чест­ве, тем ин­те­рес­ней и за­нима­тель­ней для не­го сам про­цесс ра­боты.

— Ка­кие мо­гут воз­никнуть проб­ле­мы в про­цес­се сов­мест­но­го твор­чест­ва и как их ре­шать?

— Хо­чу под­черк­нуть, что про­думать ин­терьер, «ро­дить» его дол­жен толь­ко сам за­каз­чик, он не сто­рон­ний наб­лю­датель, а ос­новной участ­ник про­цес­са. Ка­кой бы ни ка­залась ге­ни­аль­ной или кре­атив­ной идея ди­зай­не­ра, жить и нас­лаждать­ся ком­фортом в до­ме предс­то­ит хо­зя­ину, и дов­леть над за­каз­чи­ком — не­допус­ти­мый под­ход к ра­боте. Мы долж­ны лишь от­сечь все лиш­нее от за­мыс­лов, от­ре­туши­ровать идею, воп­ло­тить меч­ту в ди­зайн-про­ект. По­лет ху­дожест­вен­ной мыс­ли — не­об­хо­димая и же­лан­ная сос­тавля­ющая на­шей про­фес­сии, но на пер­вом пла­не всег­да долж­ны быть по­жела­ния за­каз­чи­ка. Что­бы по­нять его ви­дение, его меч­ту о чу­дес­ном до­ме, с ним не­об­хо­димо ча­ще встре­чать­ся, не толь­ко ус­лы­шать на сло­вах, но и про­чувс­тво­вать все его за­дум­ки. За од­но оз­на­ком­ле­ние с хо­зя­ева­ми и их до­мом это­го не про­изой­дет. Толь­ко ког­да не­кий кон­такт сос­то­ит­ся, ког­да про­чувс­тву­ешь и уви­дишь всех чле­нов семьи их гла­зами, тог­да и при­дет по­нима­ние сво­ей за­дачи да и всей сво­ей ра­боты. Мно­гие кли­ен­ты «об­жи­га­ют­ся» на воп­ро­се сто­имос­ти. По­верь­те, воп­рос о сто­имос­ти ра­боты ди­зай­не­ра не дол­жен для за­каз­чи­ков сто­ять на пер­вом мес­те, там — его ком­пе­тент­ность, про­фес­си­она­лизм, опыт ра­боты. Не­уди­витель­но, что сто­имость ус­луг ди­зай­не­ра, ко­торый окон­чил 7-ме­сяч­ные кур­сы, бу­дет от­ли­чать­ся от про­фес­си­ональ­ных ус­луг ди­зай­не­ра, име­юще­го со­от­ветс­тву­ющее выс­шее об­ра­зова­ние, но не­нам­но­го. Это не оз­на­ча­ет, что ди­зай­не­ры-са­мо­уч­ки глу­пее, сов­сем нет. Де­ло в опы­те ра­боты. Но да­же у них со вре­менем на­копит­ся опыт. Да, пер­вые 10-11 объек­тов бу­дут слож­ны­ми, с ошиб­ка­ми. А на 11-м точ­но что-ни­будь да про­явит­ся и по­лучит­ся. Толь­ко где га­ран­тия, что этот опыт они не на­копят на ва­шем объек­те и не набьют ши­шек на ва­шей пло­щад­ке. Так что за не­нам­но­го боль­шую сто­имость луч­ше най­ти вы­сокок­ласс­но­го спе­ци­алис­та, ко­торый сде­ла­ет свою ра­боту ка­чест­вен­но, и тог­да ре­монт не обер­нется для вас го­лов­ной болью. Исп­рав­лять ошиб­ки, до­пущен­ные из-за не­доб­ро­совест­но вы­пол­ненно­го ди­зайн-про­ек­та, по­рой бы­ва­ет дос­та­точ­но слож­но, к то­му же это тре­бу­ет до­пол­ни­тель­ных средств и вре­мени. Не сто­ит за­бывать, что ску­пой пла­тит дваж­ды.

— Что де­лать, ес­ли ра­бота ди­зай­не­ра не по ду­ше кли­ен­ту?

— Про­фес­си­ональ­ный ар­хи­тек­тор-ди­зай­нер, ко­торый стро­ил ваш дом или де­лал ди­зайн-про­ект, прак­ти­чес­ки ста­новит­ся се­мей­ным «док­то­ром». И, как хо­роший док­тор, он зна­ет о вас и чле­нах ва­шей семьи все. Это и об­раз жиз­ни, и хоб­би, цве­товые пред­почте­ния, ду­ша все­го до­ма и ат­мосфе­ра каж­дой ком­на­ты, лю­бые ме­лочи и ню­ан­сы ва­ших прист­рас­тий. Кли­ент дол­жен знать, что в лю­бое вре­мя мо­жет поз­во­нить по те­лефо­ну ар­хи­тек­то­ру-док­то­ру и про­кон­суль­ти­ровать­ся по по­воду куп­ленной но­вин­ки, спро­сить, как пра­виль­но и гар­мо­нич­но при­менить ее в сво­ем ин­терьере. На­вер­ное, ни­кому и в страш­ном сне не при­дет в го­лову об­ра­тить­ся с зуб­ной болью к со­седу, на­читав­ше­муся тру­дов о пе­редо­вой сто­мато­логии, все мы идет в по­лик­ли­нику к дип­ло­миро­ван­но­му спе­ци­алис­ту, обя­затель­но с опы­том и ре­пута­ци­ей. К сво­ему жилью под­ход дол­жен быть ана­логич­ным, и ди­зай­не­ра вы­бирай­те с той же тща­тель­ностью. Нас­то­ящий ди­зай­нер дол­жен быть еще и пси­холо­гом — чтоб уметь раз­би­рать­ся в глу­бин­ных пред­почте­ни­ях сво­его кли­ен­та, чувс­тво­вать его зап­ро­сы. Ведь ин­терьер — это «зер­ка­ло» ду­ши, сво­еоб­разный пси­холо­гичес­кий пот­рет его вла­дель­ца. Зна­ние пси­холо­гии по­мога­ет ар­хи­тек­то­ру-ди­зай­не­ру сде­лать про­фес­си­ональ­ную вещь для конк­рет­но­го за­каза. Да­же при пер­вой встре­че не­об­хо­димо по­чувс­тво­вать, по­нять, ваш ли кли­ент к вам при­шел, смо­жете ли вы ус­лы­шать друг дру­га и дол­го ра­ботать в сос­то­янии вза­имо­пони­мания, сов­мест­но­го твор­ческо­го азар­та. Нуж­но чет­ко осоз­нать, что кли­ент и от­но­шения с ним — ос­но­ва бу­дуще­го ин­терьера. В ди­зай­не важ­ны са­ми от­но­шения, а не веж­ли­вая тер­пе­ливая их ими­тация. Имен­но по­это­му каж­дый дол­жен де­лать свой вы­бор очень тща­тель­но, за­каз­чик дол­жен ува­жать «сво­его» ди­зай­не­ра, до­верять ему, быть в нем уве­рен­ным. И ес­ли ди­зай­нер как про­фес­си­онал, как хо­роший пси­холог осоз­нал, что с этим че­лове­ком не сра­бота­ет­ся — со­ветую от­ка­зать­ся от за­каза.

— Сколь­ко вре­мени тре­бу­ет­ся, что­бы соз­дать ди­зайн-про­ект ин­терьера? Что про­ис­хо­дит во вре­мя соз­да­ния это­го про­ек­та?

— Од­нознач­но мо­гу ска­зать — про­ек­ты нель­зя ме­рить вре­менем. Соз­да­ние уни­каль­но­го и ин­те­рес­но­го ди­зай­на ин­терьера — ре­зуль­тат дли­тель­ной и кро­пот­ли­вой ра­боты ди­зай­не­ра, ко­торый тре­бу­ет вре­мени, и про­фес­си­онал сво­его де­ла дол­жен ру­ководс­тво­вать­ся на­род­ной муд­ростью: быст­ро хо­рошо не бы­ва­ет. По­это­му, ес­ли ди­зай­нер обе­ща­ет под­го­товить ди­зайн-про­ект за «быст­ро» или за вы­ход­ные, это мо­жет оз­на­чать, что он вы­пол­нит свою ра­боту не­качест­вен­но или бу­дет ис­поль­зо­вать чер­те­жи, эле­мен­ты ти­повых про­ек­тов. Ни о ка­кой экс­клю­зив­ности и ин­ди­виду­аль­нос­ти здесь не мо­жет быть и ре­чи! Од­на толь­ко тех­ни­чес­кая часть за­дания за­нима­ет не од­ну не­делю. Ин­ди­виду­аль­ный стиль ди­зай­на по­лучит­ся лишь в том слу­чае, ес­ли есть дос­та­точ­но вре­мени для про­работ­ки всех де­талей, всех ме­лочей. За­час­тую за­каз­чик не мо­жет чет­ко сфор­му­лиро­вать за­дание, у не­го толь­ко не­кие гре­зы, ко­торый тре­бу­ют оформ­ле­ния в идею, и долж­но прой­ти вре­мя, что­бы все расс­та­вить по сво­им мес­там. На­ши но­вые встре­чи — но­вый этап сов­мест­но­го твор­чест­ва, пу­ти к дос­ти­жению же­лан­но­го ре­зуль­та­та. Что про­ис­хо­дит во вре­мя соз­да­ния про­ек­та? Он как раз и соз­да­ет­ся. Серьез­ный, дли­тель­ный про­цесс, ко­неч­но, твор­ческий. Но ди­зайн-про­ект — это не раз­ноцвет­ный ри­сунок ка­ран­да­шами на бу­маге, это и ма­тема­тичес­кая точ­ность, вы­верен­ные рас­че­ты, про­думан­ные мель­чай­шие штри­хи и де­тали.

— Ка­кова спе­цифи­ка ар­хи­тек­то­ра, ди­зай­не­ра, де­кора­тора? Кто есть кто, к чьим ус­лу­гам и в ка­ком слу­чае при­бегать?

— Спе­цифи­ка на­шей про­фес­сии сос­то­ит в том, что ар­хи­тек­тор дол­жен не прос­то воп­ло­щать же­лания за­каз­чи­ков, но и «транс­фор­ми­ровать» их в ре­аль­но вы­пол­ни­мые с тех­ни­чес­кой точ­ки зре­ния тре­бова­ния, про­думы­вать прин­ци­пы и спо­собы их ре­али­зации. В его ве­дении на­ходят­ся все­воз­можные пе­реп­ла­ниров­ки, он дол­жен уметь расс­чи­тывать лю­бые наг­рузки, знать, где и в ка­ких слу­ча­ях нуж­но сде­лать уси­ление конс­трук­ции, ка­ким об­ра­зом ви­до­из­ме­нить, сфор­ми­ровать, утеп­лить, про­рубить, про­ложить… Сде­лать рас­чет, под­го­товить чер­теж, дать чет­кие ука­зания ра­бочей бри­гаде – все это вхо­дит в ком­пе­тен­цию ар­хи­тек­то­ра. Ар­хи­тек­тор, как вы уже по­няли, ни при ка­ких обс­то­ятель­ствах не мо­жет быть са­мо­уч­кой. Од­но не­вер­ное вы­чис­ле­ние или не­соб­лю­дение норм бе­зопас­ности, и его «тво­рение» по­летит как кар­точный до­мик.

dub_uels2
dub uels2К ос­новным за­дачам ди­зай­не­ра мож­но от­нести про­ек­ти­рова­ние и мо­дели­рова­ние прост­ранс­тва ис­хо­дя из име­ющих­ся ус­ло­вий, пред­метное на­пол­не­ние жи­лой сре­ды. Что, где, под ка­ким уг­лом раз­местить, как вы­год­нее по­дать, где долж­но быть ос­ве­щение и ка­ков бу­дет его ха­рак­тер, что с по­мощью оп­ре­делен­ных при­емов вы­делить, а что, на­обо­рот, спря­тать, зак­рыть – на все эти воп­ро­сы по­может от­ве­тить имен­но ди­зай­нер. Со­чета­ние этих двух сос­тавля­ющих предс­тав­ле­но в про­фес­сии ар­хи­тек­то­ра-ди­зай­не­ра, ес­ли мы го­ворим о про­фес­си­она­лах. Но, я ду­маю, в ус­лу­гах под­ра­жате­лей тре­бова­тель­ный кли­ент, же­ла­ющий по­лучить хо­роший ре­зуль­тат и дос­той­но вы­пол­ненную ра­боту, не нуж­да­ет­ся. В от­ли­чие от ар­хи­тек­то­ра-ди­зай­не­ра, де­кора­тор не уг­лубля­ет­ся в тех­ни­чес­кие ас­пекты пе­реп­ла­ниров­ки и пе­ре­уст­рой­ства по­меще­ний, а соз­да­ет об­раз, ему подв­лас­тна тон­кая ма­терия ду­ши ин­терьера. При по­мощи све­та, цве­та, ма­тери­алов, фак­тур и ме­бели мас­ки­ру­ет не­дос­татки и соз­да­ет еди­ное сти­лис­ти­чес­ки вы­дер­жанное прост­ранс­тво, пси­холо­гичес­ки ком­форт­ное для жиз­ни. Я, ко­неч­но, со­ветую об­ра­щать­ся всег­да в сту­дию, там соз­да­ние и воп­ло­щение в жизнь ди­зайн-идеи подв­лас­тно хо­рошо сла­жен­но­му кол­лекти­ву. Что при­меча­тель­но, в дос­ти­жении це­ли хо­роши со­чета­ния раз­личных взгля­дов, по­ляр­ных фи­лосо­фий: мужс­кой и женс­кой. Ин­ди­виду­алис­ту-оди­ноч­ке это не под си­лу, да­же ес­ли он Мо­царт ди­зай­на и ар­хи­тек­ту­ры.

— Ка­кие ма­тери­алы вы обыч­но ре­комен­ду­ете для от­де­лоч­ных ра­бот?

— Всег­да под­черки­ваю, что на пер­вый план вы­ходят здо­ровье за­каз­чи­ка и чле­нов его семьи, ко­торые бу­дут жить в до­ме. К со­жале­нию, вла­дель­цы жилья в пер­вую оче­редь за­ботят­ся о внеш­нем ви­де, а та­кие ас­пекты, как эко­логич­ность и бе­зопас­ность, час­то ос­та­ют­ся в сто­роне. Здо­ровым мож­но наз­вать ин­терьер, в ко­тором, преж­де все­го, ком­форт­но жить, хо­рошо от­дохнуть пос­ле тя­жело­го тру­дово­го дня, за­рядить­ся энер­ги­ей и вос­полнить свои си­лы. В та­ком ин­терьере при­мени­мы толь­ко эко­логич­ные ма­тери­алы. Здо­ровый ин­терьер — не прос­то дань мо­де и ком­форт, для ар­хи­тек­то­ра это осоз­нанная не­об­хо­димость при­менять бе­зопас­ные ма­тери­алы в наш не сов­сем бла­гопо­луч­ный эко­логи­чес­кий век, это пол­но­цен­ная, здо­ровая жизнь. Зна­ния ма­тери­ало­веде­ния нам не поз­во­ля­ют ино­го, они нас­той­чи­во тре­бу­ют с ос­то­рож­ностью от­но­сить­ся к сов­ре­мен­ным раз­ра­бот­кам, сре­ди ко­торых не все предс­тав­ле­ны на долж­ном уров­не. А не­кото­рые ус­та­рев­шие ма­тери­алы во­об­ще неп­ри­мени­мы без ущер­ба для здо­ровья оби­тате­лей. Мне не­понят­но ис­поль­зо­вание ке­рами­чес­кой плит­ки в ви­де на­поль­ных пок­ры­тий. Или возь­ми­те ис­кусс­твен­ный ла­минат, ко­торый за­час­тую пре­вос­хо­дит сто­имость на­тураль­но­го пар­ке­та. Здо­ровый об­раз жиз­ни и син­те­тичес­кие ма­тери­алы – аб­со­лют­но не­сов­мести­мые по­нятия. По­это­му здесь все долж­но быть обуст­ро­ено так, что­бы мы чувс­тво­вали се­бя в сво­ей квар­ти­ре за­щищен­ны­ми, нуж­на обс­та­нов­ка, в ко­торой при­ят­но про­вес­ти вре­мя в кру­гу род­ных и близ­ких. Наш дом ста­новит­ся для нас сво­еоб­разным уют­ным гнез­дышком, где ца­рит гар­мо­ния, в этом и есть фи­лосо­фия ин­терьера.

— Ка­кие про­ек­ты при­нес­ли вам на­иболь­шее удов­летво­рение? По­чему вы счи­та­ете их на­ибо­лее удач­ны­ми?

— Иде­аль­ны­ми счи­та­ют­ся слу­чаи, ког­да объек­ты на­чина­ют­ся с ну­ля. По­яв­ля­ет­ся уни­каль­ная воз­можность варьиро­вать не толь­ко внут­ренние, но и внеш­ние пе­рего­род­ки, сте­ны. Ког­да идет ра­бота над ди­зай­ном квар­ти­ры, так или ина­че при­ходит­ся ог­ра­ничи­вать­ся не­кими «рам­ка­ми», сте­нами. Здесь же отк­ры­ва­ет­ся бес­ко­неч­ный го­ризонт, прос­тор для твор­чест­ва, со­зида­ния всей на­шей ко­ман­ды. Пом­ни­те, ка­кие бы­ли воз­можнос­ти из­ме­нять прост­ранс­тво в нет­ленном ро­мане Бул­га­кова? Вот и мы с удо­воль­стви­ем ме­ня­ем, пе­ре­иг­ры­ва­ем его и, по­верь­те, без вся­кой ма­гии. А удо­воль­ствие по­луча­ешь, ког­да хо­зя­ева ра­дост­ны­ми и при­ят­но удив­ленны­ми за­ходят в аб­со­лют­но нез­на­комое, пре­об­ра­зован­ное жилье, нас­лажда­ясь уви­ден­ным с по­рога, и по­нима­ют — мое. Ведь счаст­ли­вый и бла­годар­ный кли­ент — это луч­шая оцен­ка твор­чест­ва ар­хи­тек­то­ра.

Бе­седо­вала Гу­люза Су­лей­ма­нова.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *