Паркетная доска в дизайне интерьера
Среди напольных покрытий паркет можно считать аристократом. Благородство натурального дерева, его природные качества, потрясающий внешний вид и теплота, которую он вносит в интерьер, снискали ему в Казани заслуженную славу. Ясень, клен, орех, бук, дуссие, ироко, венге — звучат просто как песня…
Паркетная доска — классификация
Селекцию (отбор сырья в пределах одной породы) осуществляют по цвету, пестроте, текстуре, наличию сучков и заболони (более светлых участков). Для производства паркетный доски с верхним слоем из ламелей используют три группы материалов. Первую и самую дорогостоящую разные производители паркета именуют «элит», «селект», «эксквизит», «люкс», «радиал». Планки для неё отбираются исключительно из радиального распила и проходят тщательную сортировку по цвету и структуре. За счёт этого собранное напольное покрытие имеет ровный цвет. Для верхнего слоя паркетной доски, называемой «натур» или «стандарт», используют ламели смешанного (тангенциального и радиального) распила, и готовые покрытия получаются с цветовыми переходами. Пестроты им добавляют и допустимые небольшие сучки. Третья группа — материалы «рустик», «маркант», «коттедж», «кантри» — получается самой разномастной и бюджетной. Однако на срок службы проведённая селекция не влияет. Только на стоимость материала. Ведь сортировка паркетной доски по распилу — сугубо российское изобретение, придуманное в угоду нашей публике из Казани, исключительно требовательной к чистоте цвета и текстуры. Европейские потребители далеко не так капризны и с удовольствием приобретают пёструю, а потому и более «живую» паркетную доску. Кроме того, к некоторым интерьерам (скажем, выдержанным в стиле кантри) она подходит даже больше, чем выхолощенный «радиал». Ещё одно поле для экспериментов с декорактивностью и, как следствие, со стоимостью — количество ламелей. В верхнем слое может присутствовать 1 — 3 планки. Самая дорогая — однополосная доска, верхний слой которой неделим по длине и ширине и имитирует массивную доску. В среднем ценовом сегменте находится двухполосный материал с верхним слоем из двух цельных или «модульных» планок. Наконец, трёхполосная доска, в собранном виде похожая на штучный паркет, уложенный «палубой», олицетворяет самый недорогой вариант. Возможны и другие предложения — нетривиальные, а оттого более интересные и дорогостоящие: паркетная доска с ламелями, уложенными «ёлочкой» или в соответствии с так называемым голландским рисунком. Наконец, чем более необычная, а потому редкая порода выбрана для изготовления верхнего слоя, тем дороже обходится всё покрытие.
Тонирование и браширование паркетной доски
Разговор о декоративной составляющей паркетной доски был бы неполным без рассказа о способах обработки ценного верхнего слоя. Обязательный элемент технологического процесса — шлифовка. Никакого дополнительного декоративного эффекта после её проведения не возникает однако шлифовка подготавливает шпон или ламели к нанесению защитного лака или масляно-воскового слоя. Классический способ обработки древесины — тонирование. Химические составы или цветные лаки существенно расширяют цветовой диапазон той или иной породы, позволяя придать ей не существующий в природе оттенок или вообще превратить дуб или бук в венге, а орех — в дуссие. Кстати, одновременно решается не только декоративный, но и экономический вопрос: венге и дуссие стоят дороже, чем дуб, бук и орех, а потому даже в тонированном варианте такая паркетная доска обходится значительно дешевле. Немаловажен и экологический аспект: посадки экзотических деревьев не бесконечны, а потому производители стараются внести посильную лепту в их сохранение. С теми же целями (экономия средств и сохранение экзотических лесов) дуб превращают в венге путём морения. Но, разумеется, не традиционного, при котором дерево выдерживается в воде или во влажной почве исключительно долго (десятки и сотни лет), а более современного. Оно проходит за куда более короткий срок в специальных камерах под высоким давлением. Капризный, но исключительно интересный по текстуре бук нередко подвергают термообработке. Технология включает нагрев паром и сушку с одновременным удалением влаги. На последнем этапе происходит изменение цвета, причём не только на поверхности, как при химическом тонировании, а по всей толщине. В зависимости от времени воздействия оттенок варьируется от светло-коричневого до почти чёрного. Вместе с ним меняются и другие характеристики породы. Ранее «нервный» бук становится гораздо спокойнее и не так быстро реагирует на изменения температуры и влажности. Очень интересно браширование. Его проводят исключительно в декоративных целях, что, кстати, несколько ухудшает эксплуатационные характеристики паркетной доски. С помощью специальных металлических щёток верхний слой древесины освобождают от мягких волокон, после чего на поверхности проступают годичные кольца. Подобную паркетную доску сейчас можно найти в ассортименте любого производителя. Дерево приобретает «антикварный» вид. Нередко этот способ обработки дополняют тонированием, причём основная масса древесины окрашивается в один цвет, а её поры — в другой. Также в дополнение к брашированию используют белое или тёмное масло. Лак на брашированную паркетную доску наносят крайне редко.